За что штрафуют маркетплейсы: памятка для продавцов

За что штрафуют маркетплейсы: памятка для продавцов
Время чтения - 5 мин
У каждого маркетплейса свои правила размещения и работы с товарами. Если их нарушить, площадка может выписать предупреждение, оштрафовать на деньги или даже заблокировать аккаунт. Рассказываем, как не нарваться на штрафы в Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете.

За что штрафует Wildberries
Комиссии и штрафы для продавцов Wildberries прописывает в оферте о реализации товара. Но не все ее читают досконально, к тому же, она может меняться — например, последняя редакция выпущена 12 января 2022 года. Вот несколько пунктов, которые могут подпортить отношения с площадкой.

Неправильно оформлена карточка товара. Товарные карточки нужно заполнять по правилам площадки, за этим следят модераторы. Если фото не соответствуют реальному товару, а в описании не прописано назначение и функции, можно получить штраф до 2 000 рублей за каждую карточку.
Фон на фото для маркетплейса должен быть нейтральным, товар — в фокусе и без искажений
Нет документов на товары с обязательной сертификацией. Это может быть декларация соответствия, сертификат соответствия и отказное письмо. При регистрации на Wildberries не обязательно сразу отправлять бумаги, но нужно быть готовым предоставить во время проверки. Если этого не сделать, маркетплейсы выпишет штраф. Его размер рассчитывается индивидуально и складывается со взысканием от контролирующих органов и расходами на суд — сумма может достигать 300 000 рублей.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации

Несоответствие регламенту таможенного союза. Некоторые предприниматели продают через Wildberries товары не только в России, но и в Европе и СНГ. Чтобы это делать, нужен сертификат ТР ТС. Маркетплейс не требует этот документ на старте продаж, но может запросить в любой момент. Максимальный штраф по этой категории в России — 1 млн рублей.

Задержка отправки заказа. По правилам площадки продавец должен отправить заказ покупателю в течение 4−6 дней в зависимости от указанного диапазона доставки, иначе магазин оштрафуют на 50% от стоимости товара.
Для каждого товара продавец выставляет срок, в течение которого заказ будет доставлен покупателю. Эти сроки клиенты могут увидеть на странице выдачи маркетплейса
Продавец Wildberries должен передать покупателю товар в течение 96/120/144 часов с момента заказа — в порядке, предусмотренном пунктом 3.1.1. Договора. Если продавец не передал товар и не заявил о самостоятельной передаче по пункту 2.3. Договора, он должен уплатить Wildberries штраф в размере 50% от стоимости товара.
Накрутка отзывов. Нельзя публиковать фейковые отзывы, чтобы поднять рейтинг своего магазина. В оферте от Wildberries нет точных коэффициентов, по которым рассчитываются штрафы за это нарушение, площадка может действовать по своему усмотрению. Например, весной 2021 года некоторым продавцам приходили письма от маркетплейса с требованием выплаты 100 000 рублей за накрутку.

Какие штрафы можно получить на Ozon
На Ozon вместо денежных штрафов используют балльную систему. Если продавец получит в сумме 1 000 баллов штрафа, маркетплейс навсегда заблокирует его аккаунт. Бывает, что у предпринимателя несколько брендов и, соответственно, личных кабинетов в маркетплейсе. При двух кабинетах значение увеличивается до 1 600 баллов, при трех и больше — до 2 000.

Отследить штрафы можно по уведомлениям в личном кабинете. Там вы узнаете, сколько баллов начислили, за какое нарушение и сколько их в сумме. У каждого вида нарушений есть срок действия — когда он закончится, штрафные баллы сгорят.

Вот самые критичные нарушения, которые приводят к блокировке личного кабинета:

Угроза покупателю. Если устно или письменно угрожать покупателю в формате «найду и голову оторву», можно получить штраф до 1 000 баллов бессрочно. Мат и оскорбления штрафуются на 200 баллов на 3 месяца.

Кража или подмена товара. Если покупателю приходит пустой пакет или какая-то записка вместо товара, начисляется штраф от 350 баллов на 5 месяцев до 1 000 баллов бессрочно.

Покупателю может прийти товар ненадлежащего качества, например б/у, — за это также полагаются штрафные баллы

Подделка документов на товары или компанию. Такое нарушение карается в размере 1 000 баллов бессрочно — аккаунт продавца сразу блокируют.


Размещение поддельных товаров. Если размещать «паленые» продукты под видом оригинальных, продавец также получит 1 000 штрафных баллов бессрочно.


Размещение запрещенных товаров. Нельзя продавать продукцию, запрещенную законодательством или правилами Ozon. Например, конопляный чай, электронные сигареты, лекарства, животных. За это продавец получит 1 000 штрафных баллов бессрочно и блокировку карточек товаров.


Полная таблица нарушений и санкций на Ozon

Александр Ковальский
совладелец семейного бренда украшений «Слонвиш», продает на Wildberries и Ozon
Штрафы — довольно редкое явление для опытного поставщика. Чем больше работаешь с площадкой, тем реже штрафуют.

На Wildberries самый распространенный штраф — за «обезличку», когда невозможно распознать товар при приемке. Такое у нас давно не случалось. А вот на Ozon мы недавно попали на штраф за пересорт. Так получилось, что в одной машине ехали две поставки (и два штрихкода товарно-транспортной накладной). Водитель передал приемщикам только один штрихкод, и они его отсканировали. Соответственно, вторая поставка была принята как излишек, и в итоге мы заплатили около 70 000 рублей штрафа.

Какие штрафы можно получить на Яндекс Маркете
На Яндекс Маркете вместо денежных штрафов разработана система индекса качества. Посмотреть его можно на странице «Сводка» в личном кабинете. Исходя из показателя индекса качества, маркетплейс может урезать продавцу количество заказов в сутки до 10 или вообще приостановить деятельность магазина.

Разберем основные нарушения на площадке, которые влияют на индекс качества.

Более 2% отмененных заказов по вине продавца. Иногда продавцам приходится отменять заказы покупателей. Так бывает, если не рассчитали нужное количество товара на складе, не обновили данные об остатках, не успели принять заказ вовремя и установить статус «Готов к отгрузке». А еще маркетплейс может отменить заказ по вине продавца, если в сортировочном центре не получилось считать ярлык-наклейку.

Отмена заказа влияет не только на индекс качества магазина, но и на рейтинг: покупатель может расстроиться и написать плохой отзыв

Более 10% товаров, несвоевременно поставленных на склад. Так бывает, если не отгружать заказы на склад в плановые даты и время, которые указаны в заявке на поставку. Отменять поставку нужно за сутки, иначе снизят рейтинг.


Более 1% возвратов по вине продавца. Если покупатели вернут товары из-за брака, повреждения, неверной модели или расцветки, маркетплейс засчитает это как возврат по вине магазина. Нужно контролировать работу сотрудников, которые передают продукцию в доставку, а также защищать заказы от повреждений при транспортировке.


Если индекс качества опустится ниже 95%, на магазин наложат ограничение по количеству заказов. При индексе ниже 39% магазин отключат, а товары перестанут размещаться на маркетплейсе.


Подробные правила размещения товаров на Яндекс Маркете


Коротко: за что и как штрафуют продавцов на маркетплейсах
1
Wildberries штрафует продавцов на деньги, если неправильно оформлены карточки товаров, задержана отправка заказа, не предоставлена сертификацию по требованию. Взыскания регулируются офертой о реализации товара на маркетплейсе.
2
Ozon использует балльную систему вместо денежных штрафов. Если магазин получит 1 000 баллов, его аккаунт навсегда заблокируют. Среди самых критичных штрафов — угроза покупателю, кража или подмена товара, подделка документов или продукции.
3
На Яндекс Маркете у каждого продавца есть индекс качества. Если он опускается ниже 95%, маркетплейс может урезать количество заказов до 10 в сутки. При индексе ниже 39% магазин отключат. На индекс качества влияет число отмененных заказов и возвратов по вине продавца, а также задержка отгрузки товаров.
22.05.2022

Читать ещё